ФАС проверит монополистов, управляющих МКД #СтопЖКХ

Лидер Партии "СтопЖКХ" Сергей Креков обратился с жалобой в ФАС на преобладание монополистов на рынке управления жилой недвижимостью.

Федеральная антимонопольная служба

125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11

Заявитель

Креков С.С.

Заинтересованное лицо

Правительство города Москвы

125032, Москва, ул. Тверская, д.13



ЖАЛОБА


Прошу провести проверку по факту нарушения антимонопольного законодательства со стороны действующих в настоящее время на территории Российской Федерации организаций различных форм собственности, оказывающих населению услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно официальной информации (данным Федеральной налоговой службы (ФНС России) https://www.nalog.ru/, Государственной жилищной инспекция города Москвы (Мосжилинспекция) https://www.mos.ru/mgi/, портала «Реформа ЖКХ» https://www.reformagkh.ru/, государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ) https://dom.gosuslugi.ru/) по состоянию на 2016-2017 гг, доля присутствия на рынке управляющих компаний составляет:

- в городе Москве ГБУ «Жилищник» - 66% по совокупной площади обслуживаемых жилых домов (в кв.м.) и 72% по количеству обслуживаемых жилых домов;

- в городе Санкт-Петербурге ООО «ЖКС» - 54% по количеству обслуживаемых жилых домов;

- в городе Красноярске ООО ГУК «Жилфонд» - 54% по количеству обслуживаемых жилых домов;

- в городе Краснодаре ООО «ГУК-Краснодар» - 68% по количеству обслуживаемых жилых домов;

- в городе Смоленске ОАО «Жилищник» - 63% по совокупной площади обслуживаемых жилых домов (в кв.м.) и 73% по количеству обслуживаемых жилых домов.

Положение указанных юридических лиц на рынке услуг по управлению многоквартирными домами (далее по тексту – МКД) отвечает признакам, препятствующим здоровой конкуренции, поскольку все они, по факту, являются компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке, что подпадает под признаки ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), согласно которой доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке превышает пятьдесят процентов.

Если рассмотреть данную ситуацию на примере города Москвы, то по данным открытых источников размещенных на официальном сайте Государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ) https://dom.gosuslugi.ru/ на рынке услуг по управлению МКД в городе Москве действуют 130 государственных бюджетных учреждений города Москвы с одноименным названием ГБУ «Жилищник», имеющих лицензию на управление МКД, по состоянию на декабрь 2019 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, для подписания договора управления МКД организуется открытый конкурс по выбору управляющей организации, организатором которого является орган местного самоуправления, входящий в состав субъекта города Москвы (в соответствии с нормами Постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 г. № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы»). Участие в конкурсе по выбору управляющей организации принимает Государственное бюджетное учреждение, учредителем которого является город Москва. По результатам конкурса, в случае признания ГБУ победителем, договор управления МКД заключается между Государственным бюджетным учреждением, учредителем которого является город Москва, и органом местного самоуправления. Этот факт отвечает признакам заинтересованной сделки и является нарушением действующего антимонопольного законодательства.

Другим фактором более выгодного положения на рынке оказания услуг по управлению МКД является осуществление деятельности по управлению МКД ГБУ «Жилищник» на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД. Фактически Правительство города выдает лицензии организации, которую само и учредило.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 16 ноября 2018 года № 1395-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 21 января 2015 года № 29-ПП, утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Государственной жилищной инспекцией города Москвы (далее по тексту ГЖИ). Мэр города Москвы, согласно Устава города Москвы, является высшим должностным лицом города Москвы, в полномочия которого входят определение структуры органов исполнительной власти города Москвы, в том числе назначает руководителя ГЖИ, а ГЖИ в свою очередь осуществляет лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению МКД и жилищный надзор над ГБУ «Жилищник», учредителем которого является город Москва.

Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

- доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По моему мнению, группой юридических лиц ГБУ «Жилищник» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами грубо нарушаются нормы действующего антимонопольного законодательства. Также эти нормы нарушаются и указанными выше организациями различных форм собственности, которые действуют в настоящее время на территории Российской Федерации и оказывают населению услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции, основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, прошу ФАС России, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с Положением о ФАС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, провести проверку по факту нарушения антимонопольного законодательства со стороны действующих в настоящее время на территории Российской Федерации организаций: ГБУ «Жилищник» (г. Москва), ООО «ЖКС» (г. Санкт-Петербург), ООО ГУК «Жилфонд» (г. Красноярск), ООО «ГУК-Краснодар» (г. Краснодар), ОАО «Жилищник» (г. Смоленск), оказывающих населению услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.


С.С. Креков




Спасибо за обращение!

Скоро мы c Вами свяжемся.